- Главная
- Строительные услуги
- Устройство и ремонт кровель
- Ремонт мягких и жестких кровель
- Причины разрушения мягких рулонных кровель
Причины разрушения мягких рулонных кровель
ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ РУЛОННЫХ БИТУМНЫХ КРОВЕЛЬ
Плоские кровли пришли к нам с Запада. Их использование было связано с дороговизной земли в городах при высокой плотности застройки, что обусловливало необходимость использования площади кровель для различных нужд. Но, переняв это новшество, у нас в стране, за редчайшим исключением, не только не научились использовать пространство кровель, но и латать их не успеваем.
В России около 95% кровель выполняются из рулонных битумных или битумно-полимерных материалов методом наплавления. На протяжении длительного времени такие кровли доказали свою недолговечность и весьма низкую надежность. Их ремонт, зачастую, начинается уже в процессе изготовления и продолжается, с перерывами в один-два года, весь срок службы кровельного покрытия. Дефекты кровель приводят к очень большим затратам на восстановление первоначального состояния самой кровли, а также отделки нижележащих этажей (особенно при дорогостоящей, элитной отделке). Кроме того, протечки морально влияют на жильцов, которые лишились комфортных условий.
Более 70% финансовых вложений в такие кровли осуществляется не на стадии ее изготовления, а в процессе эксплуатации кровли (10-12 лет), тогда как на Западе это соотношение выглядит как 1:1. Однако, несмотря очевидную невыгодность устройства и эксплуатации кровель из рулонных битумных материалов, давно уже морально устаревших, их воспроизводство продолжается массовыми темпами. Ежегодно в России только ремонту подлежат около 200 млн. м2 таких кровель. Затраты на их ремонт составляют около 4,0 млрд. руб. и около 50% всех материалов на битумной основе, ежегодно производимых в стране.
Вторая причина невысокой надежности рулонных полимербитумных кровель – низкая квалификация кровельщиков, особенно гастрабайтеров из Южных республик СНГ. Кровельщики, очень часто состоят из случайных людей, которые не были обучены для работы на кровле с различными материалами по различным технологиям. Кровельные рулоны имеют площадь 8-15 м2, а следовательно имеют множество швов. Именно швы и примыкания, как правило, являются первичными источниками протекания кровель. Множество швов, соединяемых сплавлением при помощи газовой горелки, очень часто выполняются некачественно. Битум в зонах швов часто не проплавляется должным образом, а лишь размягчается, что дает весьма слабое, подверженное быстрому разрушению соединение.
С другой стороны, часто наблюдается перегрев битума кровли при нагревании газовой горелкой с температурой факела 600-800°С, работающих на пропан-бутановой смеси. Битуминозные материалы при температуре, превышающей 300°С, разлагаются, превращаясь в асфальтены. При этом верхний слой битума выгорает и частично теряет свои свойства. Эластичные и адгезионные качества, которые и определяют долговечность кровли, утрачиваются, материал кровель охруачивается. Вода, проникая в трещины и полости рулонного кровельного ковра, постепенно разрушает его, покрытие изнашивается и теряет свои гидроизоляционные качества.
Наконец, это чисто материаловедческие проблемы. Материалы и конструкции крыш находятся в очень сложных условиях эксплуатации. Российская действительность – это целый букет неблагоприятных климатических факторов, постоянно действующих на кровлю: частые, а порой обильные осадки, нередкие перепады температур в зимний период даже в течение одних суток, воздействие атмосферы с различными агрессивными средами, ветровые, солнечные (особенно воздействие ультрафиолетовых лучей), радиационные воздействия, окисляющее воздействие озона воздуха и т.п.
Все указанные воздействия приводят к неблагоприятным изменениям в структуре битумного покрытия, которые суммарно принято называть старением битума. Старение битума является следствием разнообразных химических реакций, протекающих между углеводородами битума и кислородом. Активаторами старения являются солнечная радиация, тепло и вода. Под их воздействием изменяется групповой состав битума за счет химического перехода масел в смолы, смол - в асфальтены, асфальтенов - в карбены и карбоиды. При этом происходит уплотнение высокомолекулярной части битума, его усадка и растрескивание поверхностного слоя рулонных материалов, а затем постепенно обнажение и разрушение основы кровельных материалов и соответственно проникновение атмосферных осадков в толщу покрытия. В процессе эксплуатации кровельные покрытия подвергаются воздействию мороза, лужи на кровлях способствуют морозному разрушению швов, а также отрыву кровельного ковра от основания.
Замачивание стяжки и, особенно утеплителя, способствует не только резкому снижению эксплуатационных качеств кровельного пирога в части его теплоизоляционных свойств.
Кровля под действием солнечной энергии нагревается до 80-100 0С, подкровельная влага превращается в пар и, расширяясь взрывает кровельный ковер, способствуя новым раскрытиям в области швов, образованию пузырей, а то и просто отрыву кровель от подложки. Благоприятные температурно-влажностные условия способствуют появлению на кровле различной растительности, корневая система которых дополнительно разрушает водоизоляционный ковер. Таким образом, до тех пор, пока устаревшие морально битумные и полимербитумные рулонные материалы будут превалировать в технике кровельных работ, систематический ремонт кровель останется весьма актуальным. |
В настоящее время ремонт кровель осуществляется традиционно: ликвидируются пузыри, наклеивается еще один-два слоя полимербитумного материала. В лучшем случае существующий кровельный материал снимается полностью, стяжка подвергается незначительному ремонту, а затем полимербитумные материалы наклеиваются вновь. Таким образом, цикл повторяется и приходится вновь и вновь производить как ремонт кровельного покрытия, таки затопленных квартир и офисов. Такой ремонт кровель, как правило, не обеспечивает устранение причин, вызвавших повреждения, а нередко даже усугубляет эти причины, сокращая и без того непродолжительный срок службы отремонтированных кровель.
Кроме того, в последние годы обострилась проблема защиты окружающей среды от загрязнения битумосодержащими отходами, получаемыми в огромных количествах при разборке и ремонте старых кровель, а также обеспечения пожаробезопасности производства ремонтных работ из-за недопустимости применения при ремонте кровель из горючих материалов наиболее распространенных огневых методов наклейки наплавляемых кровельных материалов.
Таким образом, битумные и полимербитумные рулонные кровли, весьма ненадежны в эксплуатации и требуют частых как текущих, так и капитальных ремонтов. Затраты на такие ремонты велики и часто в несколько раз превосходят стоимость первоначальной укладки водоизоляционного ковра. Применяемые способы ремонта рулонных кровель неэффективны: такие способы не устраняют причины дефектов кровель, а, следовательно, ремонтные работы будут продолжаться вновь и вновь.
Указанные причины настоятельно требуют разработки и широкого внедрения новых, более эффективных и менее затратных способов ремонта рулонных битуминозных кровель, со значительно более высокой надежностью отремонтированного кровельного ковра.
ООО «Изотех СПб» оказывает услуги по ремонту битумных рулонных кровель как традиционными способами, так и современными инновационными способами:
- термомеханический способ ремонта рулонных кровель спеканием кровельного водоизоляционного ковра в единый монолит;
- Термохимический способ ремонта рулонных кровель с химической регенерацией существующего кровельного покрытия (ВИР-технология ремонта кровель);
- Устройство полимерной кровельной мембраны с заменой или без замены существующего кровельного ковра.
Наша организация производит также утилизацию кровельных битуминозных отходов, обзазующихся при снятии старого кровельного покрытия.